Психотерапевт Стрельченко Андрей Борисович +7 (919) 770-35-83
Гармоничные отношения
Успех и благополучие
Энергия и радость

mail icq skype

Что такое гипноз?

 

Лекция, прочитанная в лектории журнала "Популярная механика" 3 апреля 2012г.

«Мир во многом представляет собой цирк,

где соперничающие группы гипнотизеров

пытаются гипнотизировать друг друга.…

И все мы находимся в глубоком гипнозе

гораздо больше времени, чем сами себе это представляем»

Роберт Вильсон (ирландский философ и гипнолог)

Тема нашей сегодняшней встречи – ГИПНОЗ. И то, что к этой теме проявлен столь большой интерес, показывает насколько в общественном сознании это, в общем-то, обыденное физиологическое явления покрыто налетом мистики, суеверия, чуда…

Ну что же, как сказал поэт: «Осталось знанье с тайной съединить» (Валерий Брюсов).

Действительно, о гипнозе ходят легенды. Перед ним преклоняются. Его боятся. Его проклинают. На него надеются и в него верят, считая крайней мерой, панацеей. Но это преклонение, боязнь, вера и прочие сильные чувства не что иное, как вера нашего Внутреннего ребенка в «чудо-чудное» и «диво-дивное».

Вместе с тем, гипноз, гипноидные состояния, являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без гипноза немыслимы проявления человеческого разума. 

Мой учитель, выдающийся ученый, психотерапевт, гипнолог, проф. Л.П. Гримак считал гипноз не просто сложным психофизиологическим явлением, а феноменом, механизмы которого заложены в основах нашей психики. 

Если попытаться дать короткое определение, то Гипноз (греч. hypnos - сон) – один из видов состояния сознания, для которого характерно резкая фокусировка внимания на содержании внушения при снижении функции контроля сознания. 

Практически все выдающиеся психотерапевты использовали гипноз в своей работе. Большинство – с успехом. Неудачный опыт гипнотизации, который имел Фрейд, возможно, сподвиг его к созданию своей теории психоанализа.

В ходе лекции я постараюсь осветить следующие темы: Методы гипноза. Его физиологический механизм.  Какие болезни можно излечить гипнозом и как. Массовый гипноз.  Гипнабельность и внушаемость, и от каких факторов они зависят. 

И я попытаюсь это сделать через призму истории становления современного понимания того, что же такое гипноз.

Феномен гипноза известен с древнейших времен. С его помощью шаманы, древние целители обезболивали своих пациентов, избавляли от многих болезней. Жрецы древних храмов использовали гипноз для влияния на состояния своих адептов при совершении культовых ритуалов. 

В принципе, гипнозу мы обязаны тем, что с его помощью человек стал высшим звеном эволюции на Земле. Точнее, не столько гипнозу, сколько ВНУШАЕМОСТИ — способности, вызываемой гипнозом. 

О том, почему следует разделять внушаемость и гипнабельность , мы поговорим чуть позже. 

Так вот, возвращаясь к мамонтам...!

Современная антропология пока не может дать однозначного ответа относительно этапности формирования человека как биологического вида. Доподлинно известны лишь некоторые представители наших далеких предков. Одними из близких предшественников человека являлись неандертальцы.

Они охотились на крупных зверей, умели делать примитивные орудия, использовали огонь и одежду. У них существовал групповой брак. Речью они не обладали и не умели рисовать. В их психической деятельности зачатки гипнотических явлений существовали в виде психосоматических реакций, встречающихся в настоящее время у животных. Это реакции на действие внешних стимулов. 

Примером такой реакции может быть «гипнотизация» курицы, когда птицу кладут в непривычную для нее позу и удерживают силой, вызывая временное обездвиживание. У «загипнотизированной» таким образом курицы исчезает чувствительность к щипкам и уколам. Они перестают реагировать на свет и шум. 

Т.е. у тех форм первобытных людей, у которых не была еще сформирована речь, явления гипноза носили характер пассивно-оборонительных реакций на сильные неожиданные стимулы. 

Прямым предком человека является кроманьонец. Ученые пока не могут сказать, какой вид наших предков находился в промежутке между неандертальцем и кроманьонцем. Но между ними с точки зрения функции мозга, а, следовательно, и проявлений гипноидного состояния, колоссальная разница.

Кроманьонцы хорошо охотились, умели рисовать, а, главное - умели говорить (!).

Произошел некий «эволюционный скачок», в результате которого эволюционировать стали не врожденные инстинкты — как у других видов живой природы, а ВРОЖДЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ И ЗАПЕЧАТЛЕНИЮ ОПЫТА, передаваемого через обучение. 

Главным жизненно важным качеством нервной системы на данном этапе развития стала ее способность к восприятию и запоминанию информации, получаемой при обучении и собственного жизненного опыта. Именно эти задачи эффективно решались посредством развития внушаемости. Внушаемость помогала не только передавать знания и умения, но и формировала поведенческие программы.

В результате возникшего парадокса, обусловленного вытеснением фактора естественного отбора, фактором запечатления передаваемого опыта, нервная система человека стала характеризоваться обилием отклонений от нормы. Т.е., по словам Давыденкова: «В противоположность дарвиновскому «выживанию наиболее приспособленных», бывшему базой эволюции путем естественного отбора, здесь неизбежно должна была осуществиться «экспансия наименее приспособленных».

В результате появилась масса слабых, неуравновешенных, инертных, нерешительных, сомневающихся и тревожных людей. Естественно, это сказалось и на последующих поколениях. 

В качестве некой компенсации этого дефекта явилась возможность передачи жизненного опыта, способность к обучению.

Именно «экспансия наименее приспособленных» послужила толчком к значительному росту подвижности нервных процессов, повышению скорости восприятия и переработки информации. Благодаря этому, стала развиваться речь – возникла вторая сигнальная система. Речь стала дополнительным мощным фактором роста внушаемости. В результате этого охранительные гипнозоподобные состояния стали определяться не только действием физических сигналов, но и речью. 

Выдающийся биохимик, лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьерди весьма метко и оригинально охарактеризовал роль мозга для жизни человека в современных условиях: «Мозг есть не орган мышления, а орган выживания, как клыки и когти…».

Внушаемость как раз и является важнейшей особенностью второй сигнальной системы. И чем она выше, тем процесс передачи опыта от поколения к поколению надежнее. 

Впервые на то, что внушение стало основой межличностного и группового общения обратил внимание отечественный философ Б.Ф. Поршнев: «Внушение… поистине универсально в человеческих психических отношениях. …всякое слово, произнесенное на знакомом языке, … неотвратимо вызывает определенное представление. Отчетливое представление становится мотивом действия, и чем оно отчетливее, тем неудержимее воля совершить это действие. … всякая речь, обращенная к другому… есть внушение» (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.- М., 1979.)

Большинство антропологов считают, что ЧУВСТВО СТРАХА являлось неотъемлемой чертой первобытного человека. 

А страх, как известно, это состояние преобладания тормозных процессов в коре головного мозга. Торможение же коры значительно повышает внушаемость. Т.о., с большой долей вероятности можно предположить, что первобытный человек перманентно находился в гипнозоподобном состоянии. Это значит, что большая часть его поведенческих программ носила внушенный характер. 

«Primus in orbe fecit deos timor» - «Страх создал богов» - говаривали древние греки. Человечество, чтобы снизить интенсивность своей тревоги стало придумывать ритуалы. 

Что такое ритуал? Это – искусственно вырабатываемые совокупные действия. Ритуал влиял не на внешний объект (солнце, луну или медведя), а на участника ритуала, снижая у него страх и тревогу, внушая уверенность и спокойствие. А это уже начало самовнушений, измененные состояния сознания, гипноз. 

А для того, чтобы ритуалы проходили правильно, нужны люди, владеющие специальными навыками. Так в племенах наших предков появились шаманы и колдуны, способные формировать у своих соплеменников транс и осуществлять внушения. 

Таким образом, обряды и ритуалы, проводившиеся в сообществах, способствовали установлению внутреннего баланса, настройке организма человека на выполнение необходимых действий - борьбу со стихией или врагом, обеспечение пропитания. 

Исполнение обрядов при болезни создавало условия для исцеления организма, настраивало его на решение важной задачи - выжить и выздороветь. 

Обряды умножали силы, и совокупная сила сообщества оказывалась больше, чем простая сумма сил его членов. В те далекие времена функции идеолога и целителя совпадали. Главной задачей таких фигур было обеспечение выживания сообщества.

Но это все – наши догадки, научно обоснованные попытки реконструкции прошлого, к сожалению, не имеющие вещественных доказательств.

Впервые, научно подтвержденная достоверная информация об использовании гипноза была получена при изучении письменных источников, связанных с цивилизацией древнего Вавилона (3-4-е тысячелетие до н.э.). Это Месопотамская низменность на нынешней территории Ирака. В 24-м веке до н.э. у аккадцев — народа населявшего тогда эту территорию, был бог Эа.

Он был главным божеством, управлявшим всеми остальными богами. Он был богом воды, магии и мудрости. Это он вылепил из глины человека и дал ему жизнь. Он же создал этот мир. Именно его призывали в своих молитвах, когда надо было побороть демонов, несших болезни и жизненные невзгоды. Исполнения заклинаний считалось высоким и важным искусством и поручалось только профессионалам — жрецам. Врачи того времени были, прежде всего, заклинателями. Другие средства (травы, хирургические манипуляции,  талисманы, амулеты, обереги) использовались уже после заклинаний. Такого рода заклинания в полной мере, по мнению профессора Л.П. Гримака, можно считать протогипнозом. 

В древнем Египте протогипноз в виде лечебных заклинаний, согласно дошедшим до нас медицинским источникам, применялись с как с сопутствующими средствами, так и без. 

Последние обладали особой силой. Врачеватель-жрец произносил соответствующий текст от имени самого бога Ра, а больному предписывалось уточнять: «Это я … (такой-то), это мне Бог пожелал оставить здоровье». Если заклинания сопровождались приемом отваров или микстур, тогда каждый глоток сопровождался словами: «Идите лекарства! Идите и поймайте то, что находится в моем сердце и в моих членах». 

Особым видом протогипноза в Древнем Египте являлись сны в храмах. Известный теософ Рудольф Штайнер, исследовавший этот феномен, характеризует его как одно из лучших средств древних египетских жрецов. Больного человека помещали в храм, где он засыпал. Но это был не обычный сон! Во время этого сна человек был способен видеть сюжетные, близкие к реальности, видения. Это были видения его духовного мира, в жрецы владели искусством воздействия и управления этими видениями. Жрец моделировал эти видения таким образом, что перед спящим как будто появлялись божественные сущности, исцелявшие его от болезней. 

Можно предположить, что жрецы, используя протогипноз, помогали могущественным природным силам восстанавливать в теле и душе больного нарушенную гармонию.

Говоря о протогипнозе нельзя не упомянуть еще об одном очень ярком представителе древности, владевшим в совершенстве этим методом. Это - Гермес Трисмегист. 

На примере этого человека можно убедиться, что люди того времени были не глупее нас. И то, что они использовали гипноз шире, чем мы, свидетельствует не столько об их отсталости, сколько, о том, что им, возможно, было известно то, что мы потеряли. 

Великий мистик жил в IV тысячелетии до н.э. в Египте. Он был впервые в истории Египта избран Верховным жрецом. Гермес превратил свой пост в высшую власть в государстве. Еще при жизни его считали воплощенным богом. Греки называли Гермеса Трисмегистом - "трижды великим", так как видели в нем царя, философа-законодателя и Верхов¬ного жреца.

    Гермес написал 42 книги (самые известные — "Книга Тота" и "Изумрудная скрижаль"), создал трансовый метод на¬бора энергии, который получил название "Гимнастика Гермеса" (5-7 минут выпол¬нения комплекса дают тот же энергетический эффект, что и двухмесячные(!) за¬нятия хатха-йогой) и создал трансовый метод постижения "слова-света", идуще¬го от космического "начала-огня" как от живого разумного существа.

    Гермес является непосредственным создателем многих наук и искусств: меди-цины, музыки, математики, химии, алхи¬мии, юриспруденции, магии, астрономии, астрологии, риторики, философии, истории, географии, геомет¬рии, анатомии, ораторского искусства, поэзии, алфавита, астрофизики, физики, психоло¬гии, теологии, ритуалов мисти¬ческого посвящения и Мистерий. 

    Гермес увеличил год с 360 до 365 дней, изобрел карты Таро. Метод Гермеса заключался в дос¬тижении человеком за счет транса, ди¬еты, специального образа жизни и иску¬сства драматического перевоплощения в образ-код умения "видеть" выход своей души из физического тела в мир смерти, а оттуда под воздействием "слова-света" проникать к огненному разумному нача¬лу (Богу).

     Говорят, что Гермес мог материали¬зовать силою мысли любой предмет. 

Именно Гермес впервые в мире обратил внима¬ние на единство законов Вселенной, поэтому он первый назвал человека "микрокосмом" и высказал идею, что если вы хотите познать Вселенную, то познайте себя.

    Гермес первый указал на мистическую возможность человека за счет трансовых тренировок вступать в сознательные отношения со скрытыми силами природы и далее, развив свои способности, обрести способность "духовного видения".

В Древнегреческой мифологии, как вам известно, существовал олимпийский бог Гермес — вестник богов. 

Согласно мифологии именно он являлся непосредственным основоположником гипноза. Его непременным атрибутом был золотой жезл — источник сновидческой магической силы. Этим жезлом он усыплял и пробуждал людей. Во время этих снов часто до людей доходили изъявления божественной воли. 

И тогда – современникам фараонов, и сейчас – уверенным пользователям Интернета, было свойственно приписывать гипнозу мистические свойства. 

Могу предположить, что это связано с подсознательным страхом человека потерять над собой контроль. И ладно бы во время сна, ночью, когда твое сознание САНКЦИОНИРОВАЛО погружение в сон. А тут, вдруг, по середь активного бодрствования, быстро, почти внезапно человек отключается от внешнего мира и начинает делать то, что говорит посторонний ему «дядька»: «собирать» цветы, доской валиться на пол, танцевать с воображаемой партнершей… . Мистика! 

Прошу вас запомнить это сочетание слов: «… сознание САНКЦИОНИРОВАЛО…». 

Впервые попытку дать научный анализ этого интереснейшего состояния человека сделал в конце 18 века Франц Антон Месмер — доктор медицины Венского университета. О самом Месмере, как и о том, что вдохновило его на изучение гипноза, можно рассказывать долго и интересно. Это отдельная тема. 

Так вот. История научного изучения гипноза связана с именем Месмера. 

Правда, гипноз он называл «животным магнетизмом». Потому, что он свое внимание обратил, в основном, на физиологическую составляющую гипноза. На биоэнергоинформационный компонент воздействия, который он назвал «магнетический флюид». Строго говоря, именно Антона Месмера  можн считать прародителем современной теории энергоинформационного взаимодействия биологических объектов.

Сам термин «гипноз» в современном контексте вошел в медицинскую практику в середине 19 века после работы английского хирурга Бреда. 

Кстати, именно Бред открыл, что состояние, называемое до сих пор магнетическим, очень похоже на естественный сон. Он увидел, что это состояние может быть разной степени глубины: от легкой сонливости до глубокого забытья. Он первым предположил, что в основе этого состояния лежит не магнетический флюид, а снижение тонуса коры головного мозга от одностороннего раздражения и концентрации внимания на локальном раздражителе. Именно Бред впервые применил гипноз для обезболивания при небольших хирургических операциях. По тем временам это было выдающееся открытие, поскольку фармакологического обезболивания тогда не существовало. 

Среди имен других ученых и практиков, внесших большой вклад в изучение и развитие гипноза следует обязательно упомянуть: маркиза де Пюисегюра, аббата Фариа, врачей Льебо, Бернгейма, Шарко и Фореля. 

Хотя каждый из выше упомянутых ученых мужей достойны отдельного повествования, ибо это были действительно выдающиеся ученые и практики, учитывая популярный формат нашей встречи, я хотел бы несколько слов сказать о легендарном (не только благодаря Александру Дюма) аббате Фариа. 

Судьба его была необычна. Фариа родился в семье ремесленника в 1756 году в Гоа (Индийский штат, находившийся под португальским протекторатом), где окончил монастырскую школу. Талантливый оратор, поборник идей свободы и независимости своего народа, молодой священник возглавил антиколониальный заговор против португальских завоевателей. Был выдан властям и как особо опасный преступник в цепях отправлен в Лиссабон. 

Спустя, где прославил три года ему удалось бежать из тюрьмы, и он очутился во Франциися своими яркими речами и незаурядным мастерством лечения методами гипноза.  В Париже Фариа опубликовал книгу о гипнозе, которая имела огромный успех. Здесь же он принял участие в антиправительственном заговоре, был арестован и брошен в одиночную камеру парижской королевской тюрьмы — Бастилии. 

В 1784 году Фариа совершил дерзкий побег из крепости и вновь вернулся к политической деятельности. Уже будучи тяжелобольным, он принял активное участие в подготовке французской буржуазной революции и штурме ненавистной народу Бастилии 14 июля 1789 года. Умер Фариа в заточении в 1819 году. 

Так сложилась судьба этого легендарного человека, большого гуманиста и общественного деятеля, оставившего заметный след в европейской культуре и науке. Аббат Фариа, изучавший гипноз в Индии, утверждал, что он не связан ни с какими сверхъестественными силами и его причина кроется в психике человека.

Считается, что Фариа послужил для А. Дюма прототипом аббата, заключенного в замке Иф, указавшего Эдмонду Дантесу путь к осуществлению мести.

В конце 19 – начале 20-х годов в Европе сформировались две научные школы гипноза: Нансийская (кстати, институт гипноза существует до сих пор в Нанси) и Парижская, которую возглавил член французской академии наук Жан Шарко. С конца 1870-х годов французский невропатолог Шарко (Charcot J. M.) начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией. Сальпетриерская школа Шарко занималась клиническим применением гипноза, а также изучением его стадий. Нансийская школа гипноза, главой которой был Бернгейм (Bernheim H.) придерживается следующей точки зрения на гипноз – все проявления гипноза сводятся к суггестии, то есть к внушению и оказанию воздействия на воображение человека. «Уберите воображение пациента и авторитет гипнотизера и у вас ничего не получится», - так говорили в Нанси. Бернгейм считал, что стадии гипноза, которые наблюдал Шарко, обусловлены внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не патологической природой самого гипноза. Парижская школа гипноза придерживалась противоположной точки зрения – все проявления гипноза сводятся к физическим воздействиям, то есть к потокам тепла, воздействию света, влиянию музыки и т.д., что вводит человека в особое состояние сознания, то есть гипноз. Из этого направления сформировались различные методы, которые используются для введения в гипноз. Спор научных школ закончился победой Нансийской школы гипноза, чья версия заключалась в том, что гипноз есть внушение.

В России гипноз также изучался и с успехом использовался во врачебной практике. Наибольший вклад в изучение гипноза в России внесли такие ученые как В.Я. Данилевский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. 

Зарубежные исследователи гипноза 2-й половины 20 в.: Милтон Эриксон, Леон Шерток

Следует отметить, что в середине — второй половине 20 века гипноз, как метод психотерапии в большей степени был популярен в нашей стране. За рубежом были модны другие психотерапевтические тренды.

В какой-то мере это было связано с жесткой авторитарной системой государственного устройства. Такого рода система формирует между народом и властью Детско-Родительские отношения. В них подданным - «детям» вменяется в обязанность бесприкословное послушание представителям власти - «родителям». За такое послушание «родители» проявляют о «детях» заботу. 

Наверное поэтому, так тяжело людям моего поколения привыкать к новым социальным отношениям с государством. Раньше, преобладающим общественным качеством была уверенность в завтрашнем дне. Тогда люди знали, что есть государство, которое о тебе позаботится. Поэтому, «ты, главное, следуй генеральной линии партии, и все буде хорошо». В таких условиях гипнотерапия, обусловленная сниженным общим тонусом коры головного мозга и директивным формированием заданных установок, как нельзя лучше вписывалась в государственную идеологию. 

А в это время на Западе пышным цветом расцветали методы психотерапии, призванные в большей степени дать личности как можно больше выборов. 

Да и гипноз в западном формате приобрел специфическую форму. 

Эриксоновский гипноз. Эриксоновский гипноз — по имени Милтона Эриксона, (1901—1980гг), американского врача психиатра и психотерапевта.

Его метод гипноза отличается от классического своей недирективностью. В этом состоянии человек смещает фокус внимания из внешней среды «внутрь себя», концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестаёт воспринимать окружающую реальность. Внешне это выглядит так, будто он «находится не здесь»: взгляд обращён «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта.

Милтон Эриксон говорил, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным. Это значит, что весь опыт переживаний человека, накопленный до настоящего момента, влияет на его поведение, образ мыслей и чувства. Он также верил в способность людей изменяться, используя собственный накопленный опыт, о котором они даже не подозревали. 

Одним из главных элементов терапии Эриксона были так называемые обучающие рассказы, которые он рассказывал своим пациентам, находящимся в состоянии транса. Это остроумные и содержащие важный смысл для пациента истории, часто это были истории из жизни самого Эриксона и его семьи, которые представляют собой прекрасные примеры искусства убеждения. (М.Эриксон «Мой голос останется с вами…»)

В детстве Милтон был достаточно необычным ребенком, например, говорить он начал только в четыре года. Впоследствии, будучи подростком, он перенес полиомиелит и оказался прикованным к инвалидному креслу. Не желая всю жизнь провести в таком состоянии, он выработал собственную систему, позволившую ему полностью выздороветь. Именно методы, которые он использовал, избавляясь от собственного недуга, позволили создать новое направление в психотерапии — эриксоновский гипноз основанный на погружении в транс и использовании особого гипнотического языка, отличающегося яркостью и образностью. 

Подход М. Эриксона завоевал чрезвычайную популярность в мире в 1970—1980-е годы и считался одним из самых прогрессивных подходов в психотерапии. В настоящее время специалисты нейролингвистического программирования претендуют на то, что в рамках этих НЛП-моделей они эффективно развивают методы эриксоновского гипноза. 

Интересно, что Эриксон и Брэд, давший гипнозу его имя, умерли 25 марта (с разницей в 120 лет – 1860 и 1980). 

Несколько отвлекаясь от основной темы нашей беседы, хочу заметить, что важные знаки, которые можно рассматривать в качестве неких посланий, способных сильно повлиять на жизнь человека, случались и в моей жизни. И эти знаки косвенным образом связаны с тем, что я сейчас в этой аудитории рассказываю вам о гипнозе. 

Жизнь интересна причудливым переплетением человеческих судеб. Я уже упомянул имена выдающихся отечественных ученых К.И. Платонова и Л.П. Гримака. Я – ученик Л.П. Гримака. А Л.П. Гримак был учеником К.И. Платонова - проф. Харьковского мединститута. У К.И. Платонова был сын К.К. Платонов – не менее известный советский психолог, внесший огромный вклад в авиационную психологию.  Он, в свое время, помог Л.П. Гримаку попасть в И-т АКМ, в котором Л.П. проработал многие годы. 

В 1984г. я, будучи врачом-кардиологом Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя, во время дежурства, ночью был вызван в палату к больному. В отдельной палате лежал рослый пожилой мужчина. Рядом с ним была его жена. Мужчина длительное время болел и теперь уже умирал – у него была сердечная недостаточность. Несколько часов я находился у его постели, как мог, облегчая неминуемый летальный исход. Периодически он приходил в сознание и даже пытался шутить – вел себя спокойно и мужественно. Уходил достойно. В ту ночь он умер. Позже я узнал, что это был тот самый К.К. Платонов – по тем временам – легенда авиационной психологии. 

Спустя некоторое время мне попалась книга его отца «Слово…» и я заинтересовался гипнозом и психотерапией. Через год я познакомился с Л.П. Гримаком и стал его учеником. Вот так вот….  

Несколько слов о физиологическом механизме гипноза. 

1. Внушение в гипнозе возможно тогда, когда тонус коры головного мозга быстро снижается. 

2. Такое быстрое снижение приводит к тому, что нарушается интегральная работа мозга. Она становится разорванной, разобщенной. Ибо не все зоны мозга одновременно переходят из состояния высокого тонуса в пониженный. Активность коры головного мозга в этот момент напоминает рассыпанную мозаику. 

3. Если в этот момент начать внушение, тогда в одной из зон коры возникает локальный очаг возбуждения. 

4. Так как активность этого очага возбуждения значительно превышает активность заторможенной и десинхронизированной коры, то постепенно это возбуждение охватывает все больше и больше участков головного мозга.

5. В результате именно от этого локального очага возбуждения идут управляющие сигналы, подчиняющие себе всю кору головного мозга, и, следовательно, формирующие определенные поведенческие реакции человека.

Яркой иллюстрацией такой реакции мозга является так называемый «цыганский гипноз». Народное название внушения наяву или в состоянии бодрствования.  Применяется мошенниками для незаметного и кратковременного погружения жертвы в состояние управляемого контакта и извлечения какой-либо выгоды. Примером может служить следующее:

 Мошенники просят оказать простую услугу, спросить закурить, «положить в руку копеечку».

 Вызванная ответная положительная реакция в этом случае является психологической основой (зацепкой) для совершения мошенничества.

Это достигается таким видом контакта, который несёт в себе следующие виды реакции:

 неожиданность, внезапность, испуг, непреодолимую (бессознательную) симпатию;

 бессознательное половое влечение;

 резкое изменение положения тела в пространстве, резкий звук, цвет, запах;

 психологическое сочувствие, сопереживание;

 подстройка и присоединение к настроению, заботам и мыслям жертвы;

Схема. Очень часто мошенники стараются при формировании «первой реакции» получить её именно в виде памяти ощущения прикосновения к правой руке («якорение»). Вот почему наиболее часто на улице можно увидеть, как цыганка просит у потенциальной жертвы правую руку погадать. Иногда же гадалка подходит очень близко к человеку, выходя на «доверительную дистанцию», берёт жертву за руку выше локтя, и при этом тихо, но настойчиво что-то сообщает. Чаще всего цыганки говорить начинают на морально-нравственные темы, тоном сопереживания и сочувствия к избранной жертве. Обязательно сообщают, что на жертву наложено проклятие и сглаз, который цыганка может снять, по своей доброте душевной. Здесь используется особенность человеческой психики, которую можно назвать подсознательной, бесконечной любви и жалостью к себе. Любого человека заботит интерес к собственной персоне и он раскрывается к «заботящейся» о нём цыганке. А это состояние и есть неосознанная готовность к принятию внушения. Человек готов слушать и исполнять слова тех, кто о нём заботится. Часто уличные "гипнотизёры" работают бригадой в три человека. К жертве подходят одновременно и одновременно начинают говорить. Казалось бы, мистика! Человек среди бела дня, находясь в бодрствующем состоянии ДОБРОВОЛЬНО отдает мошейнику свои деньги! Гипноз? Да! 

Но на самом деле в гипноидном состоянии  каждый из нас сталкивается как минимум 2 раза в день, засыпая вечером и пробуждаясь утром. 

Состояния трансов, в которые мы непроизвольно погружаемся рассматривая себя в зеркале, влюбляясь, управляя автомобилем, читая интересную книгу, смотря телевизор, укачивая ребенка, получая очередное внушение у начальника (список может быть продолжен….), сопровождают нас повсюду. 

И здесь следует развести такие понятия как ВНУШАЕМОСТЬ и ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ. 

Внушаемость – степень восприимчивости к внушению, готовность подвергнуться и подчиниться директивному воздействию. 

Гипнабельность – степень и амплитуда лабильности нервной системы человека, его готовность переходить в гипноидные состояния сознания (должна, в основном, интересовать психотерапевтов). 

Человек м.б. внушаем, но не гипнабелен. И наоборот. А может сочетать в себе и то, и другое качество. 

Давайте попробуем разобраться как это работает. 

Важнейшей структурой, обеспечивающей формирование гипнотического состояния, является ретикулярная формация (РФ). В нее поступают импульсы из коры головного мозга, которые определяют ее тонус, в соответствии с информацией, получаемой человеком, и теми задачами, которые он ставит перед собой. Гипнотическое состояние может формироваться только в том случае, если РФ, функционирует без отклонений. Если таковые есть, тогда человек становится негипнабельным или развиваются необычные формы гипноза. 

Следующий важный блок нашего мозга — ряд специфических  подкорковых структур (зрительный бугор, талямус и др.), влияющих на активацию ЦНС. Известно, что если ограничить влияние на органы чувств человека внешних раздражителей, в том числе и за счет расслабления мышц, то активность этих специфических структур снизится и наступит дремотное состояние. 

Эти структуры связаны с ретикулярной формацией. Они оказывают на нее управляющее влияние, снижая ориентировочную реакцию, за которую та отвечает. В результате из ретикулярной формации не поступает сигнал, формирующий тревогу, беспокойство , связанные с новизной ситуации. 

Еще одна управляющая структура более высокого порядка — кора головного мозга. Она также может тормозить или активировать РФ. Кора участвует в формировании наших поведенческих программ и посылает соответствующие сигналы в ниже лежащие отделы мозга. 

Наши программы поведения формируются в процессе сознательной жизни. Они реализуются при участии сначала внешней, а затем внутренней речи. Слова, речь определяют состояние человека. И с этой точки зрения внушение, имеющее цель сформировать гипнотическое состояние, направлено на реализацию конкретных поведенческих реакций. 

Одним из важных условий четкой реализации этой программы является действие рефлекса «следования за лидером». Это приводит к ситуационному снижению активных контролирующих функций сознания, временно «отменяя» другие программы поведения. 

Л.П. Гримак считает, что каждое воспринимаемое слово непроизвольным образом формирует у человека легкое трансовое состояние и только в этом случае оно становится «полноценным» раздражителем, получающим доступ к соответствующей переработке. Более того, слово, само по себе является для нервной системы человека своеобразным наркотиком, вызывающим определенный эмоциональный «кайф». 

Примеры: поэзия, сказки, длительные беседы в мужских и женских компаниях и т.д.

Мой коллега, врач-психофизиолог А.А. Биркин недавно выпустил книгу «Код речи». В ней он очень подробно описывает нейрофизиологические процессы, возникающие в коре головного мозга, при обработке слов. В ней он убедительно показал, что имеют значение не только сами слова, но и буквы, каждая из которых вызывает разную энергетическую нагрузку на нейроны мозга.

Исходя из выше сказанного, мне хотелось бы зафиксировать ваше внимание на следующем.

О гипнозе ходит много небылиц, связанных с, якобы, безграничной властью, которую гипнотизер приобретает над гипнотизируемыми. Этот миф далекий от реальности: под гипнозом человека невозможно склонить к совершению поступка, противоречащему его внутренним установкам.

В тоже время, гипноидные состояния представлены в нашей повседневной жизни гораздо шире, чем принято считать.

Перечислить, в каких случаях можно использовать гипноз, невозможно – список будет слишком велик. Гипноз с успехом можно применять не только при лечении неврозов, зависимостей, панических атак, постстрессовых нарушений, психосоматических расстройств, нарушений сна и т.д. и т.п., но и при обучении, для формирования стратегий успеха, восстановлении в памяти важных, но забытых фрагментов (так называемый, следственный гипноз). 

В 21-й веке востребованность к техникам, регулирующим психику, возросла еще больше – сказывается прессинг социума и громадные объемы информации, которые обрушились на наш разум. И гипноз является одной из таких техник. 

Гипноз, как метод, которым владеет профессионал (психотерапевт, психолог) – экологичное и надежное средство помощи.

В свою очередь, пусть каждый из нас будет внимателен к словам, с которыми мы общаемся с собой и с миром!

Ну и по традиции которая сложилась на моих лекциях, предлагаю Вам технику самогипноза, описанную в новой книге доктора Васютина и слегка модифицированную мною. 

Закройте глаза и мысленно произносите, повторяя за мной, формулу на отключение от всего постороннего и настройку на работу. Каждое предложение этой формулы необходимо произносить во время второй половины выдоха, так как она является наиболее успокаивающей. Например, так: «Я (на вдохе)...отключаюсь от всего постороннего..... (на выдохе)»

“Я отключаюсь от всего постороннего......... 

Я настраиваюсь на саморегуляцию.............  

Я отбрасываю все посторонние мысли и переживания - им нет места в моей психике  сейчас......... 

Я  ухожу  внутрь себя для того, чтобы сделать очень важную для меня работу..........  

Это очень важно для меня,  

это очень нужно моему организму! И я постепенно настраиваюсь на предстоящую работу......

И сейчас я легко и просто войду в самогипноз.......»

Теперь делаем медленный, постепенный вдох и одновременно напрягаем мышцы тела от ног до головы: стопы, голени, бедра, грудь, живот, спина, кисти рук, руки, стисни зубы, сильно прижми язык к небу, и, наконец, сильно зажмурь глаза. 

Постепенно напрягаем мышцы до максимума и держим это напряжение не меньше пяти секунд. После этого резко сбросим напряжение мышц и одновременно  резко выдыхаем. Очень важно, чтобы при этом почувствовался резкий контраст между сильным напряжением и полным расслаблением. 

Сконцентрируем  свое  внимание  на ощущениях,  что появляются в это время в теле. Сделаем это упражнение еще раз....

И еще раз.... 

Теперь увидим и зафиксируем своим внутренним взором какой-то приятный безлюдный пейзаж из числа своих воспоминаний. И будем стараться держать эту картинку перед своим внутренним взором как можно дольше.

Снова мысленно повторяем:

Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях.  

Я все спокойнее реагирую на окружающую действительность.

Любые болезни теряют питательную почву внутри меня. 

Я начинаю чувствовать себя все лучше и лучше."

Улучшается кровообращение внутри головы.  

Голова постепенно становится все более ясной, свежей, приятная бодрость охватывает ее.  

Когда я открою глаза, голова будет еще долгое время оставаться ясной, свежей, бодрой."

(Повторяем эту формулу  3 - 5 раз)

Я хорошо отдохнул! 

После погружения я длительное время буду чувствовать себя  прекрасно.  

Голова  будет ясной, чистой, свежей, тело полным сил и желаний. 

Все предпосылки для болезней уйдут, рассосутся, забудутся. 

Я  чувствую себя здоровым, свежим, бодрым.

Выход через дыхание

Завершить сегодняшнюю нашу встречу я хочу словами известного физиолога, нашего современника, академика Н.А. Агаджаняна, которому недавно исполнилось 84 года:

«Мозг человека – орган мышления, орган индивидуального выживания и адаптации к окружающей среде».

Берегите свой разум! Цените свой разум! Наслаждайтесь игрой своего разума!

Готовясь к лекции, я пользовался книгами Л.П. о гипнозе: «Тайны гипноза. Современный взгляд», Моделирование состояния человека в гипнозе», «Гипноз и преступность».